МЕТОДОЛОГИЯ НИР
В статье представлены результаты исследования сигналов, на основании которых у российских обществоведов складываются положительные или отрицательные впечатления относительно коллег. Респондентов, входящих в число активно публикующихся российских социологов (N = 810), просили ответить на вопрос о гипотетической ситуации, в которой им надо было, ориентируясь на характеристики заявителей на грант, поддержать или не поддержать выделение исследовательского финансирования. Релевантные характеристики ученых значительно различаются как относительной важностью, так и степенью консенсуса по их поводу. Наиболее важным и общепризнанным символом академических заслуг является написанная без соавторов монография. Наименьший консенсус касается роли заслуг, связанных с международным признанием (преподавание в «известном европейском университете», публикаций в западных журналах) и участия в диссертационном производстве (научное руководство, оппонирование). Относительный вес заслуг различается в связи с (а) общей ориентацией респондента на стандарты глобальных vs. российских науки и (б) возрастом. В отношении атрибутов, порочащих ученого (плагиат, неоднократные публикации одного и того же текста и т. д.), наблюдается наибольший консенсус.
МИР БИБЛИОТЕК
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Статья посвящена истории появления, развития и современному состоянию детской книги в Канаде. Выделяются основные политические, социоэкономические и культурные факторы, которые повлияли на становление детской книги Канады и сформировали ее уникальные характеристики.
Рассматриваются этапы исторического пути канадской детской книги: от тотального засилья канадского книжного рынка иностранными изданиями до возрождения и отражения истории колонизированных коренных народов Канады в новых книгах канадских писателей. Исследуется современный этап развития канадской детской книги, на котором, по мнению автора, она формируется как инструмент культурной идентификации нации.
Освящается ряд внутренних проблем, связанных с определением, формированием и трансляцией канадской культурной идентификации и мощного влияния извне на ее формирование.
Анализируются различные концепции формирования определения «канадская детская книга», подчеркиваются их специфические особенности и различия. Выделяется ряд критериев, используемых современными исследователями, литераторами, издателями, культурными фондами и общественными организациями Канады, для описания особенностей канадской детской книги.
Описывается система государственной и частной поддержки канадских авторов, иллюстраторов и издателей. Подчеркивается значение престижных ежегодных премий, вручаемых писателям, иллюстраторам и издателям, для популяризации и дальнейшего продвижения канадских детских книг. Рассматриваются основные стратегии поддержки и продвижения канадской детской книги внутри страны.
Статья характеризует появившиеся в последнее десятилетие направления распространения детской книги в восточных регионах страны. На основании сочетания ландшафтно-реконструирующих принципов, опросов и сравнительнотипологического анализа в статье представлены данные, расширяющие ранее изученные аспекты функционирования основных каналов реализации детской книги в Сибирско-Дальневосточном регионе. Показано, что детская книга является наибольшим сегментом российского книжного рынка, имеющим с 2008 г. тенденцию к росту. На региональном уровне она широко представлена всеми книгораспространяющими каналами: книготорговыми сетями и независимыми магазинами, интернет-магазинами, книжными отделами супермаркетов (непрофильный ритейл), киосками и лотками, книжными выставками-ярмарками. Целью статьи является анализ современных направлений распространения детской книги в регионе. Выявлены позитивные тенденции, характерные для рынка детской книги Сибирско-Дальневосточного региона: деятельность супермаркетов детской книги, появление малых независимых магазинов клубно-кулуарного формата, организация специализированных детских интернет-проектов; повышение значимости региональных книжных выставок-ярмарок, фестивалей и праздников в распространении детской книги; поддержка проектов крупнейшими российскими меценатами. Значимость изучения появляющихся в регионе новых практик распространения литературы для детей и юношества определятся их влиянием на формирование новой концептуальной модели популяризации чтения, основанной на представлении о культуре как о мощном рычаге социальноэкономического развития территорий.
НАУКА В ЦИФРАХ
В статье проводится обзор научной продуктивности регионов Республики Беларусь по данным наукометрических систем Scopus и Web of Science. Целью работы является представление результатов библиометрического анализа исследовательской деятельности отдельных областей страны. Определены следующие показатели: количество организаций и публикаций, цитирование, среднее цитирование на статью, высокоцитируемые публикации. Выполненный анализ является актуальным, так как тема регионального распределения публикационной активности в Республике Беларусь в профессиональной печати до сих пор не освещалась. Анализ показал, что научная продуктивность областей Беларуси находится на невысоком уровне, даже при наблюдаемом росте публикационной активности в последние годы. Полученные результаты могут быть использованы в качестве исходных данных специалистами в дальнейших исследованиях, руководителями научных организаций для принятия управленческих решений в области научной политики, для определения наиболее перспективных направлений исследований и т. д. Сделан вывод, что для повышения результатов научно-исследовательской деятельности территориально-административных областей Республики Беларусь необходимо активно развивать национальное и международное научное сотрудничество.
ОБЗОРЫ
Сравнивая издательскую политику, влияние переводной литературы и роль женщин-писательниц, автор прослеживает новые тенденции в выпуске американской и российской детской и подростковой литературы. Автор приходит к выводу, что американская литература для самых маленьких отражает многообразие современного опыта, тогда как российская переживает расцвет в области поэзии и познавательного чтения. Сравнение подростковой литературы обеих стран выявляет значительное сходство: все больше появляется книг на такие трудные темы, как болезнь, смерть, самоубийство, наркотики, психологическая травма и буллинг.
РЕЦЕНЗИИ
ИНФОРМАЦИЯ
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ
ISSN 2712-7931 (Online)