Книжная интернет-торговля в Сибири и на Дальнем Востоке
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-63-71
Аннотация
В статье проанализирована деятельность интернетпредприятий, предлагающих книгу в Сибири и на Дальнем Востоке. Методология исследования базируется на сочетании сравнительнотипологического анализа и ландшафтно-реконструирующего подхода. Использованы результаты мониторинга книготорговых предприятий региона в рамках федерального проекта «Культурная карта России». Показано, что интернет-продажи являются динамично развивающимся каналом традиционного (печатного) книжного рынка в России. На основе выявления и анализа основных характеристик предприятий, предлагающих книгу в интернете (место расположения, субъект образования, ассортимент, степень интеграции, структура предприятия и др.), установлены наиболее распространенные на региональном книжном рынке группы предприятий: интернет-подразделения издательств; многопрофильные интернет-магазины; книжные интернет-магазины без розничных подразделений, сетевых и независимых предприятий. Как наиболее распространенный на региональном рынке тип выделены интернетмагазины оптово-розничных независимых и сетевых книготорговых предприятий. Выявлены особенности представления в интернете специализированной книги. Определены основные направления специализации федеральных, региональных и местных компаний, предлагающих в интернете книжную продукцию наряду с другими товарами: учебным и офисным снабжением, развивающими играми и игрушками, деловой и технической литературой и др. Выявлены тенденции и перспективные направления развития региональной книжной интернет-торговли, сделан вывод, что ключевой тенденцией развития регионального книжного рынка является диверсификация деятельности и мультиканальность.
Об авторе
О. Н. АльшевскаяРоссия
Альшевская Ольга Николаевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения.
Ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200
Список литературы
1. Альшевская О. Н., Тарасова С. А., Пустотина А. Г. Продвижение издательств в интернетпространстве (на примере издательств Новосибирска) // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. № 3. С. 19-24
2. Издано в Новосибирске : библиогр. указ. / Ново-сиб. гос. обл. науч. б-ка. Новосибирск, 2010-2016.
3. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. / под общ. ред. В. В. Григорьева. Москва : Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. 119 с.
4. Книжный бизнес в цифровую эпоху: профессиональная дискуссия // Книжная индустрия. 2012. № 3. С. 10-19
5. Книжный бизнес: проекты цифровой трансформации // Университетская книга. 2019. № 9. С. 32-36
6. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. отраслевой докл. / под общ. ред. В. В. Григорьева. Москва : Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. 100 с.
7. Кузин И. В. Обзор рынка книжной интернет-торговли в Российской Федерации // Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса : c6. материалов II Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2019. С. 149-156
8. Нейвирт Н. И. Анализ тенденций развития современного книжного рынка России // Science Time. 2015. № 2. С. 140-143
9. Павловска Е. Электронная книготорговля : учеб. пособие. Москва : Наука, 2011. 214 с.
10. Рой О. М. Рынок книжной продукции как полигон формирования новой экономики // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 188193
11. Российские книжные: общее будущее // Университетская книга. 2019. № 9. С. 28-31
12. Российский книжный рынок: торжество non-fiction // Университетская книга. 2019. № 7. С. 20-29
13. Рубанова Т. Д. Книжные интернет-магазины как разновидность сетевого бизнеса // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2011. Вып. 2. С. 329-338
14. Семина Л. А., Хромушин С. В. Анализ развития рынка интернет-торговли в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 9. С. 39-41
15. Цзеген Ч. Книгораспространение в книжной культуре КНР: современное состояние, проблемы // Берковские чтения - 2019. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы V Междунар. науч. конф. Москва, 2019. С. 572578
16. Magadan-Diaz M and Rivas-Garcia JI (2019) Spanish booksellers facing disruptive technological challenges. Publishing Research Quarterly 35 (4): 685-696.
17. Murray S (2018) The digital literary sphere: reading, writing, and selling books in the internet era. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press.
18. Pereira MD (2019) Overview of the Brazilian bookselling industry crisis. Publishing Research Quarterly 35 (4): 697-703.
19. Pettersen CT and Colbjornsen T (2019) Omnichannel and digital-only: analyzing digital bookselling operations in four Norwegian bookstores. Publishing Research Quarterly 35 (1): 108-121.
Рецензия
Для цитирования:
Альшевская О.Н. Книжная интернет-торговля в Сибири и на Дальнем Востоке. Библиосфера. 2021;(3):63-71. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-63-71
For citation:
Alshevskaya O.N. Online Book Trade in Siberia and the Far East. Bibliosphere. 2021;(3):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-63-71