Функции монографии как документа в системе научных коммуникаций
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-37-45
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть проявление и развитие функций, присущих научной монографии, действующей в поле научных коммуникаций. Функции научной монографии рассматриваются в статье через призму системы «документ», состоящей из нескольких элементов: перцептивный, номинативный, информационный, сигнативный, синтактивный, темпоральный, прагмативный и материальный. Для каждого элемента выявлены соответствующие ему функции. Внутреннюю функциональную направленность монографии определяют особенности научной информации и ее подачи читателю, поэтому одним из основных элементов системы «научная монография» является информационная составляющая. Под влиянием внешних факторов, воздействующих на элементы системы «монография», проявляются ее внешние функции: информационная, мемориальная, правовая, социальная, коммуникативная. Взаимовлияние элементов системы проявляется через внутренние функции: обобщающую (синтетическую, интегративную), кумулятивную, историческую, критическую, эпистемологическую, объяснительную и др. Внешние функции – информационная и коммуникативная – оказывают самое заметное воздействие на все элементы системы, являются ведущими, но в монографии эти функции проявляются особым значимым образом на интегративном этапе развития научных исследований.
Об авторе
М. Ч. КууларРоссия
Куулар Марта Чечен-ооловна - младший научный сотрудник, аспирант
630200, Новосибирск, ул. Восход, 15
Список литературы
1. Гордукалова Г. Ф., Захарчук Т. В., Плешкевич Е. А. Документоведение : учебник. Ч. 1. Общее документоведение. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 319 с.
2. Кохановский В. П., Матяш Т. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Основы философии : учебник. Москва : Кнорус, 2015. 232 с.
3. Лакизо И. Г. Современные научные журналы: характеристика отечественного документопотока // Научная периодика: проблемы и решения. 2017. Т. 7, № 3. С. 131–143
4. Маркова В. А. Книжная коммуникация: методология междисциплинарного исследования // Научные и технические библиотеки. 2021. № 3. С. 95–112
5. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль : тексты. Москва, 1994. С. 425–437
6. Мирошников Ю. И. Научная литература как предмет философской науки // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. Вып. 8. С. 117–136
7. Мухина В. Диалог субъектов в поле научного знания: автор и его читатель // Развитие личности. 2009. № 1. С. 12–23
8. Решетникова Е. В. Научные коммуникации: эволюция форм, принципов организации // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22–24 апр. 2014 г.). Новосибирск, 2014. Ч. 1. С. 154–159
9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Михайлов, 2002. 460 с.
10. Соколова И. С. Издания по естественным наукам: современные стратегии подготовки и выпуска. Москва : МГУП, 2009. 143, [3] с.
11. Столяров Ю. Н. Документология : учеб. пособие. Орел : Горизонт, 2013. 369, [1] с.
12. Столяров Ю. Н. Синтакционная составляющая документа // Делопроизводство. 2006. № 4. С. 20–23
13. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика : терминол. слов. Санкт-Петербург : Профессия, 2008. 269, [1] с.
14. Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги : учеб. пособие. Москва : Рыбари ; Киев : Знання, 2009. 487 с.
15. Шурыгина И. Л. Научная монография: жанровые особенности и проблемы издания : автореф. дис. … канд. филол. наук : 05.25.04. Москва, 1986. 16 с.
16. Юдин Б. Г. Системные представления в функциональном подходе // Системные исследования : ежегодник. Москва, 1973. С. 108–126
17. Estabrook L and Warner B (2003) The book as the gold standard for tenure and promotion in the humanistic disciplines. Champaign: Committee on Inst. Cooperation.
18. Harley D, Acord SK, Earl-Novell S, Lawrence Sh and King CJ (2010) Assessing the future landscape of scholarly communication: an exploration of faculty values and needs in seven disciplines. Berkeley? Los Angeles, London: Univ. of California Press. URL: https://escholarship.org/uc/item/15x7385g (accessed 21.06.2022).
19. Stanton DC, Bérubé M, Cassuto L, Eaves M, Guillory J, Hall DE and Latham S (2007) Report of the MLA task force on evaluation scholarship for tenure and promotion. Profession, 9–71. URL: https://www.jstor.org/stable/25595848 (accessed 21.06.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Куулар М.Ч. Функции монографии как документа в системе научных коммуникаций. Библиосфера. 2022;(4):37-45. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-37-45
For citation:
Kuular M.C. Functions of a Monograph as a Document in Scholarly Communications. Bibliosphere. 2022;(4):37-45. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-37-45