Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Развитие читательской культуры у юношества как гуманитарно-педагогическая проблема

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-2-31-37

Полный текст:

Аннотация

Обсуждается проблема развития чтения в современном обществе, предлагаются пути ее решения на примере юношеской читательской аудитории. Обосновывается понятие художественно-языковой компетенции как составляющей читательской культуры. Эстетический потенциал текста литературного произведения для юношества рассматривается как средство развития такой компетенции. Предлагаются конкретные способы решения проблемы в процессе реализации исследовательской программы.

Об авторах

О. И. Колесникова
Вятский государственный университет
Россия


Е. В. Русских
Кировский областной краеведческий музей
Россия


Список литературы

1. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. Москва : Наука, 2010. 182 с.

2. Ланкин В. Г. Книга как зеркало сознания // Молодежь России : сб. реф. ст. из период. изд. за 2008 г. Москва, 2009. С. 109-112.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. Москва : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. 480 с.

4. Козырев В. А., Черняк В. Д. Круг чтения и языковая способность российского студента // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. С. 46-51.

5. Павлов С. В. Досуговые практики городских подростков в современной России (социологический анализ) : автореф. дис. … канд. соц. наук. Москва, 2013. 30 с.

6. Волкова Е. А. Трансформация чтения студенческой молодежи (конец 80-х гг. ХХ - начало ХХI вв.) : автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2012.32 с.

7. Вакула Н. В. Не включая эмоции, читают современные дети // Мир библиографии. 2014. № 3. С. 26-28.

8. Бахмутская И. В. О некоторых проблемах развития читательских потребностей юношества // Роль книги и чтения в культурном развитии : материалы междунар. семинара ИФЛА. Москва, 1987. С. 199-202.

9. Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой : учеб.-практ. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. Санкт-Петербург : Профессия, 2011. 384 с.

10. Осипова И. В. Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-8 классах : дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005. 20 с.

11. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. Москва : Логос, 2004. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 (дата обращения: 10.03.2015).

12. Кленова Т. В., Ястребов Л. И. Результаты PISA-2006 для России: 15-летние школьники недостаточно грамотно читают, чтобы полноценно функционировать в обществе? URL: http://vio.uchim.info/Vio_57/cd_site/ articles/art_3_8.htm (дата обращения: 20.02.2015).

13. Клюева С. Г. Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций. URL: http:// www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2011/5.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

14. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2007. 42 с.

15. Паламарь С. П. Теоретические основы развития читательской деятельности учеников основной школы в процессе изучения художественной литературы // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ». Минск, 2012. С. 408-412. URL: http:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/27925/1/Palamar_ito_2012.pdf (дата обращения: 25.02.2015).

16. Синенко В. П. Читательская культура как фактор социализации личности. URL: http://elib.osu.ru/ bitstream/123456789/146/1/2531-2535.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

17. Софронова И. Н. Вертикальный контекст как категория художественного текста и средства его создания : автореф. дис. … канд. филол. наук. Минск, 1990. URL: http://cheloveknauka.com/vertikalnyy-kontekst-kak-kategoriya-hudozhestvennogo-teksta-i-sred stva-ego-sozdaniya#ixzz3UrSOn5C6 (дата обращения: 20.02.2015).

18. Тихомирова И. И. О развитии творческого чтения в России. К истории вопроса. URL: http://rusla.ru/ rsba/librarian/navigator/Tihomirova.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

19. Белянин В. П. Индивидуально-психологические особенности восприятия художественного текста // Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/belanin_ psi/05.aspx#top (дата обращения: 11.02. 2015).

20. Колесникова О. И. Художественный модус языка и языковая компетенция ребенка. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2005. 275 с.

21. Русских Е. В., Колесникова О. И. Внутренние факторы воздействия книги: к вопросу о прагматике издания // Гуманитарные проблемы современного информационного общества. Киров, 2013. С. 108-111.

22. Русских Е. В. Региональная литературная премия и специфика книгоиздания для юношества // Книга и книжное дело в России: историко-типологический аспект. Киров, 2014. С. 109-122.

23. Русских Е. В. Семиотика юношеской книги: эстетическое воздействие // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 133-138.


Для цитирования:


Колесникова О.И., Русских Е.В. Развитие читательской культуры у юношества как гуманитарно-педагогическая проблема. Библиосфера. 2016;(2):31-37. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-2-31-37

For citation:


Kolesnikova O.I., Russkhikh E.V. Reading culture development among the youth as a humanitarian-pedagogical problem. Bibliosphere. 2016;(2):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-2-31-37

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)