Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 4 (2021)

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

4-13 891
Аннотация

Интенсивные трансформации, происходящие в системе книжных коммуникаций, требуют актуализации научных подходов и методологического инструментария науки о книге. При этом отечественная книговедческая школа сталкивается с рядом трудностей, среди которых первостепенное место занимает подчеркнутая географическая и дисциплинарная обособленность исследовательских практик, ограничивающая возможности целостного социогуманитарного анализа явлений действительности. Необходимость включения в современный книговедческий дискурс концептуальных медиалогических работ и их реинтерпретации обусловливают актуальность настоящего исследования. Цель статьи – продемонстрировать имманентно присущие исследованиям книги и чтения кросс-дисциплинарность и сопряженность с коммуникативистикой как метатеорией, объясняющей историко-культурное развитие обществ. Предметом проведенного анализа стали работы канадского ученого Герберта Маршалла Маклюэна. Исследованием установлены сущностные изменения, характерные для переходных периодов в истории доминирующих средств коммуникации: переформатирование восприятия членов социума и разделяемых ими значений, частичная деинституционализация и корректировка функций, целей, задач ранее существовавших структур управления и контроля, интеграция и кумуляция культурологического и ресурсного потенциала коммуникационных технологий. Наряду с этим доказаны ошибочность сугубо медиадетерминистского понимания концепции М. Маклюэна и невозможность иерархической классификации современных медиа теорий. Практическое значение исследования состоит в формировании педагогической книговедческой стратегии, ориентированной на изучение «предустановленных» моделей чтения в различных каналах коммуникации с учетом различной степени воздействия факторов микро- и макросреды, определяющих полифонию современных медиапрактик, структуру образовательных траекторий, а также их эффективность.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

15-21 487
Аннотация

Научно-­популярный текст характеризуется автором в контексте конкуренции с другими медиапродуктами: фильмами, сериалами, видеоиграми. В этих условиях научно-­популярный текст приобретает новые коммуникационные характеристики, одна из которых – игра. Понятие игры рассматривается через призму работы Йохана Хёйзинги «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». Цель статьи – рассмотреть существенные признаки игры. В работе проанализирована актуализация в тексте и процессе чтения четырех основных характеристик игры: игра приносит удовольствие, предусматривает наличие особого (игрового) поведения и устанавливает порядок, а также характеризуется через напряжение, которое возникает в процессе игровой деятельности. Игра приносит удовольствие играющему, что в научно-­популярном тексте реализуется посредством постижения новых знаний, а также через осознание обилия смыслов и толкований текста, «мерцании значений», реализуемое с помощью метафор. Игровое поведение представляет собой «игру c адресатом»: профессиональная лексика позволяет читателю идентифицировать себя с исследователем. Особый игровой порядок достигается с помощью особых нарративных схем, которые позволяют избегать автоматизма в восприятии и помогают усвоить содержание текста наиболее продуктивно. Напряжение, присущее всякой игре, трактуется как интеллектуальное напряжение, связанное с постижением новых смыслов, и как напряжение эмоциональное, которое достигается путем использования средств художественной выразительности и закрепляет эмоциональную сопричастность читателя к событиям, описываемым в тексте. Каждое положение иллюстрируется примерами из научно-­популярных произведений, представленных на российском книжном рынке. Автор приходит к выводу, что современные научно-­популярные тексты демонстрируют новое свой­ство – игровое начало.

22-28 375
Аннотация

Цель статьи – представить историко-книговедческий обзор западноевропейских изданий XVIII в. по естественному праву, находившихся ранее в фонде библиотеки Иркутской духовной семинарии и хранящихся ныне в Научной библиотеке Уральского государственного юридического университета. Книги рассмотрены как комплексный исторический источник, обладающий неисчерпаемым источниковедческим потенциалом для изучения истории книжной культуры. Приведены факты истории формирования фонда библиотеки Иркутской духовной семинарии в конце XVIII – начале XIX в. и географии распространения идей правоведов Западной Европы, полученные при изучении читательских записей, библиотечных ярлыков и книжных знаков. В статье не только представлены библиографические описания книжных раритетов эпохи Просвещения (пять книг в 13 томах), но и подробно охарактеризованы все следы их бытования. В результате исследования дополнена картина развития книгораспространения, библиотечного дела и чтения в Сибири в XVIII–XIX вв.

29-38 627
Аннотация

В статье рассматривается влияние цифровых технологий на современные способы производства и потребления контента. Внимание сфокусировано на интерактивных книжных приложениях (interactive eBook apps) как инновационных издательских проектах с мультимедийным контентом и высоким уровнем интерактивности. Анализируемые приложения сочетают различные компоненты (текст, изображение, видео, аудио, анимацию, инфографику, игровые элементы) и предназначены преимущественно для планшетного компьютера или смартфона. Дается краткая предыстория электронных книг как компактных устройств, развитие которых от различных модификаций Kindle (ридер от компании «Амазон») до появления сенсорных устройств, прежде всего вызвавшего медиареволюцию планшета iPаd, привело к изобретению нового поколения цифровых книг. В статье характеризуются виды интерактивных книжных приложений по целевому назначению и читательскому адресу (литературно-художественные, научно-популярные, для детей), в том числе и с реализованным академическим подходом к формированию контента. В теоретическом плане на сегмент интерактивных книжных приложений распространяются идеи медиаконвергенции, стирающие границы между различными видами контента, что порождает определенные трудности понятийного характера и прикладные следствия касательно их адекватного поиска, идентификации, систематизации и сохранения в архивах. В статье анализируется ряд ограничений (технологических, программных, правовых, социокультурных), которые препятствуют их динамичному развитию в современной медиасистеме. Обобщаются основные стратегии выпуска и продвижения интерактивных книжных приложений.

39-49 423
Аннотация

Книжные обложки и переплеты, особенно из библиотечных коллекций, являются для исследователей и читателей важным источником информации, часть которой может быть скрыта в самом материале. В статье описывается опыт отдела охраны книжных фондов Национальной библиотеки Чешской Республики в тестировании рентгеновской системы и видеоспектрального компаратора VSC 8000 для недиструктивных методов исследования книжных материалов и повреждений разных слоев книг. В ходе работы эффективность этих исследований была доказана. Систематическая оценка рентгеновской системы на типичных примерах книжных материалов разного времени показала, что недиструктивные радиологические методы исследования книг позволяют заранее обнаружить повреждения не только в отдельном материале, но и во всей книге; при этом исследуемые материалы могут быть старше самой книги. Таким образом, скрытую информацию можно получить, не нарушая и не повреждая верхние слои материалов. Видеоспектральный компаратор был применен в исследовании плохо распознаваемых текстов, например выцветших или имеющих механические и другие повреждения. Полученная информация послужит для исторических, художественных и научных исследований в области переплета книг и книжных текстов.

50-58 356
Аннотация

Проблематика статьи касается вопросов функционирования издательско-полиграфической индустрии в Сибири и на Дальнем Востоке в начале ХХI в.: особенностей формирования ее инфраструктуры, вхождения в рынок полиграфических услуг страны, места региона в нем. Цель статьи – представление современной издательско-полиграфической индустрией Сибири и Дальнего Востока, ее структурной составляющей и определение вероятных направлений дальнейшего развития регионального рынка производителей полиграфической продукции и услуг.

Выявлено, что на территории региона действуют полиграфические предприятия различных форм собственности, масштабов производства, используемых печатных технологий, выпускающие продукцию широкого ассортимента: от текстовых изданий до специализированных. Лидерами современной полиграфической индустрии региона по-прежнему остаются крупнейшие краевые/областные типографии/медиахолдинги – универсалы по видам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. В то же время все большую роль начинают играть малые полиграфические предприятия, более гибко и оперативно реагирующие на колебания потребительского спроса, изменения и вызовы рынка. В эту группу входят районные/ городские типографии, салоны печати, рекламные агентства, минитипографии, издательские центры. Продолжается диверсификация деятельности крупнейших типографий региона и всеобщая цифровизация деятельности предприятий индустрии.

МИР БИБЛИОТЕК

59-77 1155
Аннотация

Компетенции библиотекарей-библиографов – актуальный предмет обсуждения в профессиональном сообществе, в том числе в рамках деятельности международных и национальных библиотечных ассоциаций. Динамично меняющаяся внешняя среда оказывает влияние на изменения роли библиотекарей-библиографов и требований к ним: от традиционных хранителей знаний до новых – коллабораторов, партнеров по исследованиям, промоутеров и стюардов данных. Во время III Международного библиографического конгресса в 2021 г. состоялась форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», целью которой стало построение модели компетенций современного библиографа. Форсайт-сессия базировалась на системе методов экспертной оценки, модерации и фасилитации дискуссий, мозгового штурма, а также на опросе специалистов по стратегически важным компетенциям современного библиографа. Оценка результатов опроса, сформированного на базе конструктора навыков, построенного в результате анализа образовательных стандартов, учебных программ, литературы по современному развитию библиографической деятельности и компетенциям библиотекарей, осуществлялась по стандартной шкале важности Лайкерта. Степень важности компетенций рассматривалась в четырех блоках: 1) общепрофессиональные и профессиональные компетенции, 2) профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации, 3) иные жесткие навыки библиографа, 4) мягкие навыки. Каждый блок опроса завершен открытыми вопросами, позволяющими респондентам указать любые компетенции, которые, по их мнению, должны быть включены. Определено, что важность компетенций библиографа для библиотек разных видов отличается, в связи с этим в статье представлен сводный рейтинг компетенций библиографа, а также сравнительный анализ важности компетенций библиографа библиотек разных видов (вузовской/академической и публичной).

79-90 492
Аннотация

Научно-исследовательская деятельность – неотъемлемая составляющая образовательного процесса в вузе. Формирование образовательных программ высшей школы включает не только разработку основных составляющих подготовки обучающихся, но и учет научных направлений и исследований в области культуры, в том числе библиотечно-информационной деятельности. Цель статьи – доказать, что существует четкая взаимосвязь между научно-исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно-исследовательской работой студентов и формированием образовательных программ, с апробацией методики анализа этой взаимосвязи. В рамках проведенного исследования проанализированы результаты научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей – выпускные квалификационные работы (ВКР) и публикации преподавателей факультета информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры (КемГИК); полученные сведения сопоставлены с образовательными программами подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Проведен анализ тематики ВКР, выявлены ведущие направления студенческих исследований. Представлено соответствие дисциплин учебного плана научным направлениям исследований.
На основе анализа публикаций и онлайн-опроса преподавателей факультета выявлены научные интересы, которые находят отражение в учебном процессе. Рассмотрено влияние результатов научных исследований студентов и преподавателей на формирование и реализацию образовательных программ библиотечно-информационной деятельности. Проведенный анализ научно-исследовательской деятельности на факультете, в соответствии с принятой методикой, показал, что в ходе образовательного процесса используются результаты исследований студентов и преподавателей для модернизации содержания дисциплин, разработки новых курсов, а также программ переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Авторы доказывают, что существует четкая взаимосвязь между научно-исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно-исследовательской работой студентов и формированием образовательных программ.

91-106 721
Аннотация

В статье речь идет об оценке эффективности управления сайтом (ЭУС) в целях развития сайта и повышения результативности его функционирования. Проведен анализ понятия «эффективность» по отношению к деятельности библиотеки в веб-среде. На основании анализа сделан вывод, что эффективность развития библиотечного сайта можно измерить, оценив динамику вебометрических данных, и получить важную информацию о положительном или отрицательном эффекте процесса управления библиотечным сайтом. Разработана балльная методика оценки ЭУС, которая не только дает возможность контролировать процесс управления собственным сайтом библиотеки, но и позволяет сравнить коэффициенты оценки ЭУС других библиотек независимо от их типа. Полученный коэффициент оценки ЭУС библиотеки свидетельствует о том, насколько эффективно сайт развивается в информационном веб-пространстве. Предлагаемая методика является достаточно гибкой и может варьироваться в зависимости от набора ключевых показателей.

107-116 472
Аннотация

Важным фактором не только развития, но и просто существования библиотеки является работа по привлечению аудитории, для чего используются разнообразные маркетинговые технологии. Однако, чем крупнее и разнообразнее становится аудитория библиотеки, тем сложнее отслеживать и регулировать полноту их использования. Цель статьи – рассмотреть деятельность библиотеки (на примере ГПНТБ СО РАН) по привлечению пользователей с позиции маркетинговой политики, позволяющей упорядочить используемые библиотекой маркетинговые инструменты и ресурсы, комплексно отслеживать их эффективность, а также выявлять в них возможные лакуны. Проведенный анализ маркетинговой деятельности ГПНТБ СО РАН позволил выявить две основные лакуны: недостаточность используемых маркетинговых технологий и проводимого анализа пользователей, не входящих в научное сообщество. Отмечены проработанные в рамках стратегии развития библиотеки основания, позволяющие в будущем, при закрытии лакун, объединить достижения реализуемых библиотекой проектов в маркетинговую политику. Такой подход к анализу формирования маркетинговой политики доступен к воспроизведению другими типами библиотек, а его использование позволит повысить качество их маркетинговой работы.

БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

117-125 568
Аннотация

В рамках реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»1 важной задачей видится разработка критериев оценки социальной эффективности электронных услуг в сфере культуры – в частности, в библиотечном деле. При организации детского чтения ведущую роль играет информационно-рекомендательное сопровождение, способное повысить интерес читателей-детей к книгам и создать условия безопасной информационной медиасреды. Целью исследования является анализ качественных характеристик предоставления рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек. Оценка качества веб-сайтов построена на универсальных критериях оптимального предоставления необходимых для информирования читателей элементов, качества контента и его актуальности, визуального оформления сайта и обеспечения обратной связи с пользователями, а также дополнена двумя уникальными критериями: «обеспечение информационно-психологической безопасности детей» и «коммуникативно-речевые качества текстов книжных аннотаций». Применение такой системы при анализе библиотечных онлайн-сервисов на примере Российской государственной детской библиотеки и шести региональных и муниципальных детских библиотек показало, что в целом информационнорекомендательное сопровождение в сфере руководства детским чтением успешно выполняет задачу формирования виртуального библиотечного пространства. Главным из выявленных недостатков некоторых веб-сайтов являются риски, связанные с рекламными баннерами и ссылками на сторонние ресурсы, содержащими информацию с возрастным ограничением «18+».

126-133 528
Аннотация

Статья является продолжением комплексного исследования отечественных и зарубежных электронных путеводителей (ЭП). Как показал предыдущий анализ, ЭП – это важнейший вид электронных информационных ресурсов, создаваемых современными библиотеками. Цель этой работы – анализ ЭП, представленных на официальном сайте Библиотеки Конгресса (США). с помощью многоаспектной классификации определены виды ЭП, представленных на сайте этой библиотеки. Проанализирована трехчастная структура этих ЭП, включающая вступительную статью, основную часть и вспомогательные указатели и/или поисковую строку. Установлено, что и российские, и американские ЭП создаются по таким областям знания, как социальные и гуманитарные науки, история, литература, и в меньшей мере по здравоохранению, сельскому хозяйству и техническим наукам. Определены достоинства и недостатки ЭП, наиболее важными являются следующие: отсутствие единства в трактовке понятий «электронный путеводитель» и «guide» характерно как для русскоязычной, так и для англоязычной терминологии; американские ЭП с точки зрения носителя информации отражаемых объектов чаще всего имеют смешанный характера, включают сведения как о печатных, так и об электронных информационных ресурсах; достоинством ЭП, представленных на сайте Библиотеки Конгресса, является активное использование внутренних гиперссылок на собственные ресурсы библиотеки.

134-141 633
Аннотация

Статья посвящена новому информационному ресурсу Государственной публичной исторической библиотеки России (ГПИБ) – базе данных «Биографика», учитывающей публикации биографического и иконографического характера в дореволюционных периодических изданиях. База данных является частью справочного аппарата кабинета биографики – нового структурного подразделения в составе справочно-библиографического отдела ГПИБ. Отличительной особенностью ресурса является сочетание биографических сведений о персоналии, библиографических описаний источников информации и прямых ссылок на их цифровые копии в «Открытой электронной библиотеке» ГПИБ. Представлен практический опыт библиографов ГПИБ по формированию базы данных и созданию нормативных записей, охарактеризован круг источников, используемых при ее формировании и создании нормативных записей. Приведены примеры нормативных записей географических объектов. Рассказано об основных поисковых возможностях базы данных, доступных для читателей ГПИБ и для удаленных пользователей. Рассмотрены возможности дальнейшего развития информационного ресурса, в том числе включения в него сведений из метрических книг, создания корпоративного проекта с заинтересованными библиотеками и архивами субъектов Российской Федерации, что предоставит дополнительные возможности по воссозданию биографий россиян конца XIX – начала XX вв. и может стать серьезным подспорьем как для профессиональных историков, так и для широкого круга генеалогов-любителей, занимающихся изучением истории своей семьи.

ОБМЕН ОПЫТОМ

143-147 318
Аннотация

В современных условиях нестабильной социальноэкономической ситуации, вызванной угрозой здоровью человека в связи с пандемией коронавирусной инфекции, потребность в получении психологической информации существенно возрастает. Необходимость оказания помощи современным читателям в поиске и выборе содержательной, научно достоверной и доступной психологической информации среди огромного количества книг и онлайн-ресурсов обусловила актуальность темы статьи. В работе рассматриваются популярные библиографические ресурсы по психологии, которые были подготовлены в научно-исследовательском отделе библиографии Российской государственной библиотеки (РГБ) и размещены на сайте в разделе «Библиографические издания»: «Психология для всех. Указатель лучших книг», «Психология. Ресурсы интернета», в том числе «Психология на сайтах российских вузов». Дается научно-методический анализ этих ресурсов: показаны критерии их отбора, отмечено разнообразие форм представления материалов, подчеркнута доступность для широкого круга читателей.
Популярные библиографические ресурсы по психологии способны формировать у пользователей целостное представление о психологической науке, а также открывать быстрый доступ к качественной информации по психологической проблематике.

ИНФОРМАЦИЯ

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)