Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки

Полный текст:

Аннотация

Представлен опыт разработки формата государственной итоговой аттестации (ГИА) бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Отмечено, что требования ФГОС ВПО третьего поколения показывают необходимость ряда нововведений в организации и в проведении ГИА бакалавров, в частности, оценку качества их профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода как интегрального результата освоения образовательной программы. Государственная итоговая аттестация бакалавров выпускников КемГУКИ включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Компоненты бакалаврской работы, требования к ее структуре, алгоритм выполнения, правила оформления и представления закреплены в стандарте университета «Выпускные квалификационные работы». Обозначены основные проблемы разработки нового формата государственного междисциплинарного экзамена (ГМЭ), связанные с требованиями предметно-деятельностного подхода и интегративности учебного материала. Охарактеризованы этапы технологии проектирования ГМЭ с использованием методов агрегирования, декомпозиции, таксономического анализа. В результате: выделены ведущие компетенции, соотнесенные с видами профессиональной деятельности бакалавра; определен состав дисциплин, выносимых на ГМЭ; сформирован банк заданий для экзамена (теоретические вопросы и практико-ориентированные задания) с определением шкалы их оценивания и единого макета их оформления; сформирован фонд оценочных средств ГМЭ; определены технические и эргономические условия его проведения. Новым элементом государственной итоговой аттестации бакалавров представлена также матрица ГИА, которая включает: компетенции, выносимые на ГИА по видам деятельности бакалавра; перечни дисциплин, теоретических вопросов и практико-ориентированных заданий; темы бакалаврских работ. Данная матрица служит для контроля ГИА, анализа ее результатов и последующей корректировки. Разработанный формат государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность») успешно апробирован в ходе ГИА выпускников.

Об авторах

Г. М. Брагина
Кемеровский государственный институт культуры
Россия


А. Ш. Меркулова
Кемеровский государственный институт культуры
Россия


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 3) // «ГАРАНТ» : информ.-правовой портал. - URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97566/ (дата обращения: 10.02.2015).

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 - Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) бакалавр, форма обучения очная, заочная / ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово, 2014. - URL: http://www.kemguki. ru/images/stories/prorector_po_Uchebnoi/OOP_Kemguki /01.09.2011/BID.pdf (дата обращения 10.02.2015).

3. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников университета» (28.09.2012 № 34/01.08-08) / ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». - Кемерово, 2012. - URL: http://www.kemguki.ru/images/stories/prorector_ po_Uchebnoi/DOCUMENT/2014_1/pl_itog_att.pdf (дата обращения 14.02.2015).

4. Выпускные квалификационные работы: стандарты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» / разраб.: Н. И. Гендина, Н. И. Колкова ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 107 с.

5. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун [и др.]. - М. : Изд-во МГУ, 2007. - 148 с.

6. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Логос, 2012. - 280 с.

7. Дурнева Е. Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10 - С. 23-26. - URL: http://www.rae.ru/meo/?article_id=4114&op=show_article §ion=content (дата обращения 25.02.2015).

8. Новые результаты образования: технологии проектирования, измерения и оценки качества / Н. А. Трубицына, Н. А. Баранова, Т. М. Банникова, А. В. Глазкова. - Ижевск : Изд-во «Удмурт. ун-т», 2011. - 214 с. - URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/ handle/123456789/6653/201133-36.pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.02.2015).

9. Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО : науч.-метод. рекомендации / Г. М. Брагина, Н. Н. Григоренко, А. С. Двуреченская [и др.]. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. - 111 с.

10. Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 94. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/taksonomicheskiypodhodvproektirovaniilichnostnoorientirovannogo-intellektualnorazvi vayuschegoobucheniya (дата обращения: 15.04.2015).


Для цитирования:


Брагина Г.М., Меркулова А.Ш. Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки. Библиосфера. 2015;(4):13-20.

For citation:


Bragina G.M., Merkulova A.S. A new format of bachelors’ final state certification in the field of training «Library-information activity»: a development technology. Bibliosphere. 2015;(4):13-20. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)