Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 4 (2015)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

3-8 23
Аннотация
Представлена краткая история понятий «клиповая культура» и «клиповое мышление», обозначены и проанализированы основные теоретические и практические проблемы, возникающие из-за распространения клипового мышления в сферах образования и культуры. Показано, что актуализация клипового мышления представляет собой определенные риски для будущего текстовой культуры.
9-12 18
Аннотация
Выявлены особенности письменной коммуникации в традиционных обществах. Письменная коммуникация рассматривается в рамках специфики традиционного общественного сознания, обусловливающего социальную саморегуляцию посредством сакрализации всех существенных аспектов жизни общества. Показывается, что историческая трансформация традиционного общественного сознания представляет собой процесс десакрализации, прежде всего, как разрушение исключительности определенных норм поведения и форм деятельности в качестве единственных условий для выживания и благополучия общества. Развитие письменной коммуникации приводит к появлению феномена книги, становящейся средством социальной институционализации смыслов, что противопоставляет одну часть социального, нормативного смысла другой, которая тоже оказывается, таким образом, более выделенной и может быть закреплена в других книгах. Институционализация отдельных собраний книг в рамках библиотек содействует усилению десакрализирующего значения письменной коммуникации

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

13-20 17
Аннотация
Представлен опыт разработки формата государственной итоговой аттестации (ГИА) бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Отмечено, что требования ФГОС ВПО третьего поколения показывают необходимость ряда нововведений в организации и в проведении ГИА бакалавров, в частности, оценку качества их профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода как интегрального результата освоения образовательной программы. Государственная итоговая аттестация бакалавров выпускников КемГУКИ включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Компоненты бакалаврской работы, требования к ее структуре, алгоритм выполнения, правила оформления и представления закреплены в стандарте университета «Выпускные квалификационные работы». Обозначены основные проблемы разработки нового формата государственного междисциплинарного экзамена (ГМЭ), связанные с требованиями предметно-деятельностного подхода и интегративности учебного материала. Охарактеризованы этапы технологии проектирования ГМЭ с использованием методов агрегирования, декомпозиции, таксономического анализа. В результате: выделены ведущие компетенции, соотнесенные с видами профессиональной деятельности бакалавра; определен состав дисциплин, выносимых на ГМЭ; сформирован банк заданий для экзамена (теоретические вопросы и практико-ориентированные задания) с определением шкалы их оценивания и единого макета их оформления; сформирован фонд оценочных средств ГМЭ; определены технические и эргономические условия его проведения. Новым элементом государственной итоговой аттестации бакалавров представлена также матрица ГИА, которая включает: компетенции, выносимые на ГИА по видам деятельности бакалавра; перечни дисциплин, теоретических вопросов и практико-ориентированных заданий; темы бакалаврских работ. Данная матрица служит для контроля ГИА, анализа ее результатов и последующей корректировки. Разработанный формат государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность») успешно апробирован в ходе ГИА выпускников.
21-23 7
Аннотация
Рассматриваются нормативно-правовые требования к информационно-библиотечному обеспечению вузов с музыкальным профилем. Учтены известные правовые и организационно-технологические меры, способствующие интеграции музыкальных фондов библиотек в цифровое пространство. Изложены задачи по работе с медиаресурсами в отделе «Медиатека»: формирование медиафонда, сохранение и изучение его использования, описание в электронном каталоге, организация доступа. Определены форматы материалов для размещения в электронной медиатеке, предложены режимы доступа и одновременного использования медиаресурса: публичный, внутренний, локальный, ограниченный. Обозначены проблемы при работе с медиаресурсами: технического оснащения, качества оцифровки информации, приоритетов отбора произведений для оцифровки, стандартизации оцифрованных фондов.
24-27 11
Аннотация
Рассмотрены процессы интеграции знаний в обучении библиотечно-информационных специалистов дисциплинам документоведческого цикла и системы социально-коммуникативных знаний по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «бакалавр» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. На основе анализа программных материалов проводилось изучение курса «Социальные коммуникации» и дисциплин документоведческого цикла. Установлено, что целенаправленный процесс интеграции учебных предметов позволяет на более высоком уровне обобщать и передавать учебные и научные знания студентам, расширяя представления об информационной составляющей документов и профессиональный кругозор будущих специалистов, демонстрируя не только общие законы социальной среды, но и их воплощение в конкретной предметной области. Происходит процесс обновления содержания библиотечно-информационного образования за счет углубления представлений об объектах познания - документах, документопотоках и документальных фондах - путем обобщения материала за счет включения и раскрытия новых познавательных аспектов, заимствованных из теории социальных коммуникаций.
28-33 10
Аннотация
Рассматривается методика управления библиотекой на основе организационной самооценки. Самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации по сравнению с выбранным эталоном и дает общее представление об эффективности системы управления. Она также способна помочь в выявлении возможностей для улучшений, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха. Представлены преимущества самооценки как эффективного метода совершенствования деятельности. В качестве одной из наиболее распространенных моделей самооценки рассмотрен Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России». Проведен анализ основных разделов конкурсной анкеты, представлена модель самооценки конкурса, оценочными критериями которой являются показатели конкурентоспособности и идентификации услуги. Рассмотрена деятельность Новосибирской государственной областной научной библиотеки по предоставлению услуги информационно-библиотечного обслуживания пользователей на основе автоматизированных технологий с точки зрения соответствия критериям конкурсной модели. Участие библиотеки в конкурсе помогло оценить степень удовлетворенности пользователей, сотрудников, поставщиков, учредителей и на этой основе определить приоритетные направления развития. Результаты участия в конкурсе библиотеки позволили авторам сделать вывод о том, что диагностическая самооценка может и должна стать составной частью ежегодного цикла планирования, как стратегического, так и оперативного.
34-40 10
Аннотация
Рассматривается проблема отражения календарей знаменательных и памятных дат в электронной библиотечной среде. С помощью контент-анализа сайтов установлено, что электронные календари подготавливаются библиотеками разной ведомственной принадлежности, имеют как универсальную, так и узкотематическую направленность, различны по организационной структуре и способу реализации.

ИНФОРМАТИКА

41-48 17
Аннотация
Анализируются информационные потребности и интересы пользователей вузовской библиотеки. Представлены сервисы личного кабинета, доступные в Научной библиотеке Сибирского федерального университета. Сервисы определяются в зависимости от групп пользователей (студент, преподаватель, сотрудник) и их информационных потребностей. Личный кабинет является интегрированной информационно-образовательной средой пользователя и рассматривается как система взаимодействия и информационного обмена между читателем и современной библиотекой вуза.

БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

49-56 12
Аннотация
Представлен обзор развития библиографической деятельности и информационно-библиографического комплекса, связанного с внедрением компьютерных технологий в практику библиотечной работы и изменениями запросов научного сообщества, дана характеристика печатной и электронной информационной продукции ГПНТБ СО РАН с 1958 г. по настоящее время, намечены перспективные направления работ по созданию информационных ресурсов собственной генерации.

КНИГОВЕДЕНИЕ

57-60 10
Аннотация
Секция книги и графики Санкт-Петербургского Дома ученых Российской академии наук (РАН) - старейший библиофильский клуб страны, который и сегодня привлекает к себе внимание не только отечественных, но и зарубежных исследователей книжного дела. Помимо исследовательской и просветительской деятельности Секция вела и ведет выставочную и издательскую работу. За время ее деятельности состоялось более двухсот выставок, подготовлено более полусотни изданий, отражающих деятельность ее членов.

ДИСКУССИИ

61-64 9
Аннотация
Рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности публичных библиотек, связанные с необходимостью соблюдения авторских прав. Основное внимание уделено анализу ограничений и исключений авторского права в пользу публичных библиотек.

ОБМЕН ОПЫТОМ

65-72 16
Аннотация
Представлены результаты анализа современных средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности общеобразовательных организаций. Перечислены новые задачи библиотеки в условиях использования электронных ресурсов, описываются наиболее удобные и часто применяемые системы информатизации библиотек.

РЕЦЕНЗИИ

ЮБИЛЕИ

ИНФОРМАЦИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)