Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 3 (2006)
Скачать выпуск PDF

МИР БИБЛИОТЕК

3-4 26
Аннотация

Автор привлекает внимание к неизданным (но полностью подготовленным к публикации) работам, и прежде всего – к оригинальным справочным и библиографическим пособиям. Описывается авторский и другие архивы подобных материалов. Предлагается готовить их электронные версии и выставлять на сайтах крупных библиотек.

5-11 24
Аннотация

Описывается метод библиографической реконструкции биографии, используемый в справочно-библиографическом отделе Библиотеки Российской академии наук при выполнении справок в режиме «запрос-ответ».

12-16 20
Аннотация

Рассматривается история и современное состояние краеведческой библиографической деятельности в Национальной библиотеке им. Н.Г. Доможакова, анализируются основные библиографические указатели, методика их составления.

17-20 17
Аннотация

Рассматриваются проблемы создания краеведческих информационных ресурсов многонационального Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с использованием автоматизированных и традиционных технологий.

47-53 16
Аннотация

Рассмотрены типовой перечень документов, регламентирующих библиотечную технологию, жизненный цикл внутренней организационно-технологической документации (порядок формирования, ведения, хранения и использования), а также предъявляемые к ним требования.

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

21-25 36
Аннотация

Методологическая функция парадигмы научного исследования относится к нерассмотренным или малоизученным проблемам методологии науки и научных исследований. Парадигма формируется в ходе развития научной деятельности на базе определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, ей свойственных. На разных этапах своего исторического развития эта деятельность создает разные типы «сеток» идеалов и норм – парадигм, компоненты и элементы которых не всегда осознаются исследователем. Они часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и усваиваются благодаря знакомству с образцами, построенными в соответствии с идеалами парадигмы. Посредством таких образцов составляющие парадигмы транслируются в исследовательскую деятельность и составляют основу методологии научного познания. Наиболее распространенная форма воплощения парадигм – это фундаментальная теория, по образцу и подобию которой строятся другие теоретические знания. Научная теория задает некий тип рациональности и методологии исследования. Поскольку сегодня человечество стоит на пороге фундаментальных перемен в научном и социальном мировоззрении, смены парадигм, то важно осознать те изменения, которые происходят в современной научной реальности, таком ее компоненте, как методология исследовательской работы. В статье излагаются причины трудностей анализа парадигмы. Автор дает свое понимание методологии, причем выделяет методологию научной деятельности и методологические основания познавательной и практической деятельности. Он приходит к следующим выводам: 1) на современном этапе развития методологии постнеонеклассической научной реальности весьма актуально выделение парадигмальных ориентаций как специфических средств методологического освоения действительности в условиях неравновесного, нестабильного мира; 2) между методологией классической и неклассической науки и их парадигмами существует сложная и диалектически противоречивая связь и отношения. Он считает, что важнейшая причина трудностей анализа парадигм как методологии научной реальности заключается в неоднозначном понимании науки. Называются различные уровни и типы парадигм. Делается заключение, что в настоящее время еще не сложился целостный комплекс блоков, составляющих методологические основания постнеонеклассической парадигмы, поэтому можно зафиксировать только различные и разрозненные идеи и ориентации ее компонентов, только схематично набросать их облик.

26-29 27
Аннотация

Рассуждая о формировании новой дисциплины – этики науки, автор исходит из противопоставления И. Кантом теоретического и практического разума, ценностного подхода, преобладающего в науках исторических, и его антипода – естественно-научного (в неокантианстве). В литературе по методологии научного познания проникновение ценностных факторов в науку рассматривается в качестве одного из ведущих «каналов» социализации. Сегодня анализ социокультурных ценностей как регуляторов развития научного знания выдвинулся на видное место, что связано с общей тенденцией смещения акцента с исследования относительно завершенных, безличных структур знания на его процессуальную сторону. В отечественной общегносеологической и методологической литературе значительное внимание уделяется анализу собственно познавательных ценностей. Но, несмотря на то что ценностный подход к познанию приобрел право «гражданства», соотношение истины и ценностей (прежде всего моральных) все еще вызывает дискуссии, известную напряженность, побуждающую к дальнейшему, более тщательному исследованию всех аспектов данной проблемы. Вот почему автор рассуждает об этических ценностях науки, научных исследований, этике ученого и сводит этические нормы в современной парадигме знания к пяти основополагающим ценностям: универсализму; бескорыстности в научной деятельности и внедрении ее достижений; принципу коллективизма; организованному скептицизму; высочайшему профессионализму (строгое соблюдение профессиональной этики.

30-31 25
Аннотация

Описываются различные типы экспериментов. Особое внимание уделяется мысленному эксперименту как основному методу футурологических исследований.

32-36 20
Аннотация

Рассматривается проблема создания позитивного имиджа библиотекаря и библиотеки в целом, при этом под имиджем понимается относительно устойчивый образ какой-либо личности или организации (в данном случае – библиотеки и библиотекаря), сформировавшийся в сознании различных групп населения под воздействием непосредственной деятельности данной личности (организации), мер, предпринимаемых ею для улучшения своей популярности (привлекательности) и ряда случайных (труднопрогнозируемых) факторов. Приводятся доводы в пользу применения метода анализа текстов для изучения образов библиотек и библиотекарей.

37-38 21
Аннотация

Предлагается использовать психологический подход для анализа библиотечных явлений. Описываются его возможности для изучения влияния личностных качеств библиотекарей и читателей на процесс их взаимодействия, библиотечные ситуации в коллективе. Особое внимание обращается на ситуационный анализ.

ДИСКУССИИ

39-42 27
Аннотация

Приглашение к обсуждению нормативных документов по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», начало которому положила статья Ю.Н. Столярова в журнале «Независимый библиотечный адвокат» (2005, № 2), давно ожидаемо, поскольку основные документы по нашей научной специальности, объединяющей относительно самостоятельные научные дисциплины, нуждаются в критической оценке в целях их совершенствования.

ОБЗОРЫ

43-46 27
Аннотация

В историческом обзоре дается картина уровня теоретических обобщений методологии и методов библиотековедческих исследований В.А. Артисевич, М.А. Потапова, Ф.И. Каратыгина, И.М. Кириллова. Отмечается роль Б.В. Банка, А.Г. Ковалева, Е.М. Нагловской в разработке методов изучения читателей. Излагаются их подходы к использованию и разработке новых методов.

ОБМЕН ОПЫТОМ

59-62 29
Аннотация

Рассмотрены перспективы деятельности библиотек академических научных учреждений, роль библиотеки НИИ в условиях развития новых информационных технологий. Отмечены изменения в читательских потребностях и информационном поведении читателей этих библиотек. На базе статистических данных показана невостребованность традиционных методов обслуживания читателей библиотеки НИИ и сформулированы требования к модернизации библиотечной технологии в библиотеках такого типа.

НАУЧНЫЙ АРХИВ

55-58 17
Аннотация

Речь пойдет о книге «Руководство к чтению поэтических сочинений с приложением примечаний и краткого учебника теории поэзии для мужских и женских учебных заведений», изданной в Петербурге в 1875 г. и претерпевшей пять изданий.

ПЕРСОНАЛИИ

54 23
Аннотация
К 60-летию Гузнер Ирины Александровны

ИНФОРМАЦИЯ

63 18
Аннотация
Обращение Главного Редактора


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)