Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65

Аннотация

Обслуживание пользователей посредством мультимедиа – актуальное направление библиотечной практики. Современные формы взаимодействия с пользователем обладают широким спектром функциональных возможностей, привлекают читателей, формируют имидж информационного учреждения и обеспечивают комфортные условия обслуживания. Анализ опыта работы библиотек с мультимедийными продуктами позволяет выявить основные тенденции их использования в библиотечной практике, изучить ассортимент существующих мультимедийных продуктов, их особенности, достоинства и типичные ошибки их реализации и применения. Цель работы – сравнить отечественный и зарубежный опыт создания и использования мультимедийных продуктов в обслуживании пользователей библиотек. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ документопотока на основе изучения зарубежных профессиональных периодических изданий, анализ сайтов зарубежных национальных библиотек, сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в представлении мультимедийных продуктов на библиотечных сайтах. Зарубежный опыт рассмотрен на основе представленных в зарубежных профессиональных периодических изданиях публикаций и анализа мультимедийного продукта сайтов зарубежных национальных библиотек. Мультимедийная продукция отечественных библиотек рассмотрена на основе анализа ассортимента, представленного на сайтах библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности. Дано описание особенностей реализации мультимедийных продуктов и их видового ассортимента. Представлены анализ публикационной активности и тематическое распределение публикаций, выявлены зарубежные журналы с наибольшим числом статей по теме исследования. Установлено, что вопросы создания и использования мультимедийных продуктов актуальны не только для отечественной, но и для зарубежной библиотечной практики. Отмечается интерес зарубежных авторов к предоставлению дистанционных услуг. Создание и использование мультимедийных продуктов в публикациях рассмотрено преимущественно на примере описания опыта национальных библиотек и библиотек учебных заведений. В работе подробно проанализирован ассортимент и особенности реализации мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных библиотек в сравнении с отечественной библиотечной практикой. Выявлены популярные у зарубежных библиотек виды мультимедийных продуктов и их отличия от аналогичных отечественных. Рассмотрены формы представления информации и дополнительные возможности, реализуемые в мультимедийных продуктах. Можно отметить, что на сайтах зарубежных библиотек не выявлено уникальной мультимедийной продукции, не характерной для отечественной библиотечной практики, в то же время отмечается ряд особенностей в представлении информации и видовом ассортименте.

Об авторе

С. В. Савкина
Кемеровский государственный институт культуры
Россия

Савкина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук,
доцент

ул. Ворошилова, 17,Кемерово, 650056



Список литературы

1. Лаврик О. Л., Плешакова М. А. Журналы по проблемам библиотековедения и библиографоведения: многоаспектный наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. 2016. № 12. С. 44–58

2. Савкина С. В. Зарубежные журналы информационнобиблиотечной проблематики: анализ возможностей публикации для научно-педагогических работников // Библиотековедение. 2020а. Т. 69, № 6. С. 629– 641

3. Савкина С. В. Мультимедийные технологии в библиотечном обслуживании (анализ публикаций в русскоязычных и англоязычных изданиях // Библиография. 2020б. № 6. С. 92–104

4. Савкина С. В. Технологии создания мультимедийных продуктов для учреждений культуры (г. Кемерово) // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве. Кемерово, 2020с. Вып. 5. С. 208–214

5. Савкина С. В. Учебные дисциплины по вопросам библиотечно-информационного обслуживания: современное состояние и перспективы развития // Библиография. 2019. № 6. С. 30–42

6. Справочник библиотекаря. Вып. 1. Интерактивные и мультимедийные технологии продвижения чтения / ред. И. С. Пилко. Санкт-Петербург : Профессия, 2021. 160 с.

7. De Sarkar T (2017) Adopting a photo-sharing site as a library tool: a web-based survey. Information and Learning Sciences 118 (3/4): 185–209. DOI: 10.1108/ ILS-12-2016-0085.

8. DeVane BM, Dietmeier J, Missall K, Nanda S, Cox M, Miller BJ, Valentine E and Dunkhase DM (2019) Dropping in to game design : iterations of a skatepark physics game for a children’s museum exhibit. Information and Learning Sciences 120 (9/10): 663– 678. DOI: 10.1108/ILS-03-2019-0023.

9. Foster A, Shah M, Barany A and Talafian H (2019) High school students’ role-playing for identity exploration: findings from virtual city planning. Information and Learning Sciences 120 (9/10): 640–662. DOI: 10.1108/ ILS-03-2019-0026.

10. Krause RS, Eickholt AL and Otto JL (2018) Creative collaboration: student creative works in the institutional repository. Digital Library Perspectives 34 (1): 20–31. DOI: 10.1108/DLP-03-2017-0010.

11. Miller A (2018) Innovative management strategies for building and sustaining a digital initiatives department with limited resources. Digital Library Perspectives 34 (2): 117–136. DOI: 10.1108/DLP-08-2017-0029.

12. Wang J (2016) Digital collection development and sharing on a national scale. New Library World 117 (11/12): 678–687. DOI: https://doi.org/10.1108/ NLW-07-2016-0049.

13. Westermann L (2019) Mit virtuellen Ausstellungen Geschichten erzählen. Dialog mit Bibliotheken 2: 32–35. (2019) Beethoven digital. Österreichische National bibliothek Magazin 2: 13.


Рецензия

Для цитирования:


Савкина С.В. Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт. Библиосфера. 2022;(2):56-65. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65

For citation:


Savkina S.V. Multimedia Products in Library and Information Service: Domestic and Foreign Experience. Bibliosphere. 2022;(2):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65

Просмотров: 494


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)