Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 3 (2014)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

3-5 16
Аннотация
Освещается опыт использования метода реконструкции научной биографии применительно к библиотековедческому исследованию-персоналии. Впервые представлен прием «линейно-шахтного» структурирования и изложения материала о персоне в диссертационном исследовании.

ЮБИЛЕИ

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

7-10 18
Аннотация
Рассматривается место феномена чтения в культуре повседневности. Формулируется представление об «обыденном чтении» как о новой, возникающей в настоящее время модификации, ее особенностях и опасности распространения в качестве основной.
11-14 14
Аннотация
Анализируется деятельность Государственной универсальной научной библиотеки (ГУНБ) Красноярского края, направленная на реализацию проектов по информационной поддержке учащейся молодежи в партнерстве с учреждениями профессионального образования.
15-19 16
Аннотация
Рассмотрены возможности общедоступных библиотек как субъектов формирования культуры межнационального взаимодействия. Обозначены актуальные проблемы общедоступных библиотек в условиях культурного многообразия.
20-25 18
Аннотация
Проанализированы творческие и личные мотивы обращения российских архитекторов XIX - начала ХХ в. к проектированию зданий библиотек. Показано, что библиотека становится объектом творчества архитекторов в связи с приобретением архитектурной профессией социальной ответственности. Продемонстрировано, как в связи с политическими и социальными изменениями формируются новые массовые типы общественных зданий, в том числе библиотеки. Раскрыто значение библиографического метода изучения проектной и конкурсной архитектурной документации в качестве нового для библиотечной науки вида источника.
26-30 17
Аннотация
Рассматриваются проблемы формирования системы библиотечного обслуживания в сельской местности Бурятии в 1920-е гг. Освещены важные составляющие библиотечного дела: организация сети районных (аймачных) и передвижных библиотек, финансирование, кадровый состав, комплектование, состав и использование фондов, работа с читателями.
31-34 12
Аннотация
Показана актуальность изучения биографий ученых и практиков библиотечной отрасли. Описаны стратегии поиска информации о людях, которые посвятили себя библиотечной профессии и на многие годы связали свою жизнь с Научной библиотекой Томского государственного университета (ТГУ). Предпринята попытка анализа основных источников, которые помогают изучать историю библиотеки, а также жизни и деятельности тех, кто стоял у истоков университетского библиотечного сообщества.

КНИГОВЕДЕНИЕ

35-39 15
Аннотация
Рассматривается история развития книжного дела (книгоиздания, книжной торговли) уездного города начала ХХ в. на материалах уездного г. Луги Санкт-Петербургской губернии. Анализируется филогенез книжного центра как «культурного гнезда» региона, источника просвещения. Особое внимание уделено издательской деятельности земства и общественных объединений.
40-44 15
Аннотация
Рассматриваются направления социокультурного развития региона, влияющие на формирование репертуара удмуртской детской книги.
45-48 15
Аннотация
Статья посвящена теме малотиражного поэтического книгоиздания в Иркутске на рубеже 2000-х гг., книжной серии «Барка поэтов», подготовленной поэтом и редактором А. И. Кобенковым, издателем Г. К. Сапроновым, деятелями Союза российских писателей. Книжная серия возродила традиции литературных кружков 1920-х гг. и стала заметным явлением в литературном книгоиздании в России.
49-51 17
Аннотация
Отражен репертуар изданий на русском языке, опубликованных в Санкт-Петербурге и предназначенных для общественных публичных чтений в народной аудитории. Подробно описана литература по истории России, в частности по истории книги. Рассмотрены структура и содержание лекции; подробность изложения материала; наличие иллюстраций и рисунков, поясняющих текст.

ИНФОРМАТИКА

53-57 23
Аннотация
Рассматривается цитирование литературы в журнале «Инновации в образовании». На основании изучения видовой, языковой, хронологической содержательной структуры массива цитированной литературы (МЦЛ) выявлены особенности предметного поля «инновации в образовании».
58-68 13
Аннотация
Описана история развития и результаты многолетней работы автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) ГПНТБ СО РАН, а также конкретные технические решения различных технологических уровней. Приведены результаты эксплуатации централизованной системы автоматизации библиотечно-информационных процессов в научных центрах СО РАН как технологии, наиболее четко отражающей перспективы развития АБИС ГПНТБ СО РАН
69-72 14
Аннотация
Обобщены результаты библиометрического анализа публикаций по проблеме формирования информационной культуры личности, представленные в российских научных журналах за 2007-2013 гг. Выявлены наиболее продуктивные авторы и коллективы, разрабатывающие вопросы информационной культуры. Рассмотрена географическая, отраслевая и тематическая структура документального потока по проблеме. Проанализирована продуктивность научных журналов, публикующих статьи по вопросам формирования информационной культуры личности.
73-76 20
Аннотация
Представлены итоги работы по созданию цифровых копий рукописей из собрания академика М. Н. Тихомирова.

ОБМЕН ОПЫТОМ

77-81 20
Аннотация
Рассмотрены изменения в структуре системы каталогов и картотек ГПНТБ СО РАН. Представлены характеристики основных электронных и карточных каталогов библиотеки.

ИНФОРМАЦИЯ

ДИСКУССИИ

83-89 22
Аннотация
Рассмотрены принципиальные вопросы установления экономической категории «библиотечная услуга» в профессиональном библиотечном понятийном аппарате. Анализируются материалы ведущихся дискуссий о влиянии социальных и культурных факторов на развитие экономики и роли библиотек в удовлетворении информационных потребностей науки, образования и бизнеса. Определены первостепенные задачи взаимодействия субъектов в процессе предоставления библиотечных услуг - содействие формированию знаний у потребителей и развитие личности.
90-96 22
Аннотация
Дано описание нового понятия - феномена интеллектуальной природы как одного из наиболее масштабных и сложных для науки природных феноменов, понимание которого может начать новую эру в развитии науки, экономики, политики и всей цивилизации. Прогнозируются последствия его введения в научный оборот. Оцениваются шансы России стать мировым лидером в этом направлении и качественно развить социальные, технические и фундаментальные научные знания.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)